Слово МИТРОПОЛИТА

ИНТЕРВЬЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МАКСИМИЛИАНА, МИТРОПОЛИТА ИРКУТСКОГО И АНГАРСКОГО ЖУРНАЛУ “ВРАТА”.

IMG_20220428_124242
IMG_20220428_124140
– ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО, СЕГОДНЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ СТАЛА ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ТЕМ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ. К СОЖАЛЕНИЮ, ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ НЫНЕ ПЕРЕМЕЖАЕТСЯ С ВЕЛИКОЙ ТРЕВОГОЙ. КАКОВА В ЭТОМ ПОЗИЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ЧТО ВЫ ЛИЧНО МОГЛИ БЫ СКАЗАТЬ В ЭТОЙ СВЯЗИ?

– Позиция Святейшего Патриарха Кирилла, как и в целом Русской Православной Церкви, максимально взвешенная. Мы хотим, чтобы как можно быстрее наступил мир, и мы всецело доверяем нашим руководителям и понимаем, что если было принято решение о проведении специальной военной операции, значит, другого варианта просто не было. И мы принимаем это, как данность.

– НЕСКОЛЬКО ЕПАРХИЙ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАЯВИЛИ О НЕЖЕЛАНИИ ПОМИНАТЬ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ. НЕ ПРИВЕДЁТ ЛИ ЭТО К ОЧЕРЕДНОМУ РАСКОЛУ?

– Им там очень сложно, и это все понимают. Ведь они живут на территории подконтрольной западному влиянию, и наверняка им намекают, что жизнь их может заметно осложниться, если они не примут чью-либо сторону, выразив свою позицию публично. Даже, вернее, не столько свою, сколько общепринятую. Не думаю, что раскол возможен. Хотя, многое зависит от того, насколько далеко Запад намерен продвинуться в этом вопросе с помощью того же Константинопольского патриархата, ставшего деструктивным механизмом в руках Запада, пытающегося всеми способами ослабить позиции русского мира. Ряд европейских лидеров видят причину всех бед в нашем президенте. Для них так проще и безопаснее. И переубедить их в чём-то, с учётом их полной зависимости от американского влияния, просто невозможно. Поэтому в сложившейся обстановке нам остаётся всецело доверять нашим лидерам, всячески поддерживать нашу власть, народ и армию. Мы должны понимать, что малейшим нашим недопониманием ситуации, малейшей разобщённостью сразу же воспользуется враг. Поэтому допускать подобное нельзя ни в коем случае.

– НАША ЧИТАТЕЛЬНИЦА СПРАШИВАЕТ: НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГРЕХОМ, ЧТО СВОЕГО СЫНА ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА ОНА НАСТРАИВАЕТ НА СЛУЖБУ В АРМИИ, ВЕДЬ ВОЙНА – ЭТО УБИЙСТВО? РОДСТВЕННИКИ ЕЁ НЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ.

– Война – это не убийство, это защита своей Родины, прежде всего. Любое войско собирает способных людей, которые могут защитить своё государство, свою семью, земляков. В любом случае войны всегда были, и человек так устроен и человеческие сообщества, что они рано или поздно заходят в кризис, который чаще всего разрешается военным путём. Так же и в отношении двух людей: если они между собой враждуют, то однажды вражда может привести к физическому противостоянию. Всегда есть потенциальная опасность, что если тебя посчитают слабым, то этим всегда могут воспользоваться, и за счёт твоих ресурсов прийти и поправить своё экономическое или политическое положение. И поэтому каждый старается свою армию иметь для того, чтобы была возможность защититься от чего бы то ни было. В случае с женщиной, о которой вы упомянули, никакого греха нет. Напротив, её позиция вполне оправдана и патриотична.

– ДУМАЮ, ЗДЕСЬ УМЕСТНО БЫ ПРИВЕСТИ СЛОВА СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА, СКАЗАННЫЕ ИМ НА ЛИТУРГИИ В ГЛАВНОМ ХРАМЕ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИИ НА КУБИНКЕ. ОН СКАЗАЛ, ЧТО МЫ МИРОЛЮБИВАЯ СТРАНА И ОЧЕНЬ МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ НАРОД. У НАС НЕТ НИКАКОГО СТРЕМЛЕНИЯ К ВОЙНЕ ИЛИ К ТОМУ, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ НЕЧТО, ЧТО МОГЛО БЫ ПРИЧИНИТЬ ВРЕД ДРУГИМ. “ПРИ ЭТОМ, – СКАЗАЛ ОН, – МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЕРНЫ СВОЕЙ ПРИСЯГЕ И ГОТОВНОСТИ ДУШУ СВОЮ ПОЛОЖИТЬ ЗА ДРУГИ СВОЯ”.

– Да, это было присуще России и русскому воинству во все времена. История доказывает, что наша страна не раз спасала другие народы от враждебного посягательства. Пример Великой Отечественной войны тому подтверждение. К сожалению, не все уже об этом помнят, особенно в Европе.

 

– ЗА ВРЕМЯ, ПРОШЕДШЕЕ С НАЧАЛА ПАНДЕМИИ МНОГИЕ СВЯЩЕННИКИ ПЕРЕБОЛЕЛИИ КОВИДОМ. НЕКОТОРЫЕ НЕ ОДИН РАЗ. МЫ ЗНАЕМ, ЧТО И ВЫ ПЕРЕБОЛЕЛИ ДВАЖДЫ. ПОДЕЛИТЕСЬ ЛИЧНЫМ ОПЫТОМ ПО ПОСТКОВИДНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ, МОЖЕТ У ВАС ЕСТЬ КАКИЕ-ЛИБО СОВЕТЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЖИЗНЕННЫХ СИЛ?

– Я, конечно, стараюсь восстановить организм после перенесённой болезни общепринятыми методами. Но это уже больше из медицинской области, нежели духовной. Но если говорить о духовном, ты, естественно, понимаешь, что все последствия болезни – есть испытание, и принимать надо это, как данность, пытаться с этим жить – лечиться, реабелитироваться. Вопрос духовного чётче обозначается тогда, когда ты не просто болеешь, а возникает реальная опасность для твоей жизни. Вот тогда ты действительно начинаешь чувствовать, что ты неправильно живёшь, что потерял перед Богом то, что имел в начале твоего духовного пути. Как ты воспринимал окружающий мир, когда пришёл в церковь в начале “девяностых” двадцатилетним. Всё было такое новое, яркое, такие значительные перемены в жизни. Действительно, девяностые годы были поистине счастливые и духовные, когда ты решил не жить с грехом, а быть с Богом, жить по Его воле, и в тебя это вселяло радость. Все службы, посты – всё это доставляло тебе радость. И вот уже во время болезни я вновь почувствовал какое-то очищение, ту же душевную радость, что была тогда, в то далёкое уже время. Появилось большое желание что-то читать, о чём-то размышлять. И понимаешь, что в жизни обычной – то ли из-за грехов, то ли из-за привычки вот эта яркость жизневосприятия как-то теряется. Во время болезни я дал Богу новые обещания – как жить, к чему стремиться. Это были действительно яркие дни, когда ты находился на грани жизни и смерти. И я благодарен Богу за то, что он дал мне возможность многое прочувствовать и переосмыслить.

– ВЛАДЫКА, НАМЕЧАЮТСЯ ЛИ ЭТИМ ЛЕТОМ ТРАДИЦИОННЫЕ МИССИОНЕРСКИЕ СПЛАВЫ В СЕВЕРНЫЕ РАЙОНЫ ЕПАРХИИ?

– Получив в управление такие обширные территории Братской епархии с такими глухими местами, куда ещё не проникала церковная жизнь, я решил побывать везде, где предстояло служить нашим священникам. Ведь сложно напутствовать священника, не изучив досконально обстановку на месте. Поэтому я решил сам везде проехать, посмотреть – что за обстановка, что за расстояния, что за жизнь там. Бывал в тех отдалённых местах и зимой, и летом. Ну а потом я увидел в этих поездках пользу не только для тех людей, которых мы посещаем, но и для нашего коллектива. Что это не только перемена жизни, это некая консолидация, какой-то новый проект, возможность каким-то образом отблагодарить наших благотворителей, бескорыстных работников, кто любит природу. Для некоторых это стало большой наградой. Ведь далеко не каждый может позволить себе столь дорогостоящую поездку. И эта наша ежегодная традиция пока ещё ни разу не прерывалась. Конечно, это будет продолжаться, потому что есть люди желающие продолжения, как и есть люди, которые желают, чтобы к ним приезжали. Всё равно это для них добрые, счастливые дни, когда на них обращают внимание, появляется возможность исповедаться, причаститься, покрестить детей. Первое время для местных жителей наш приезд был действительно небывалым событием, ведь столько времени никто к ним не приезжал. А тут настоящие священники приехали. Бывало, что по полдеревни собиралось. Так что, добрую традицию прерывать не будем.

img013 (1)
– ВЛАДЫКА, ЧТО ВАС БОЛЬШЕ ВСЕГО РАДУЕТ И ОГОРЧАЕТ В ЖИЗНИ ЕПАРХИИ?

– Если что и огорчает, то это в первую очередь, наверно, какие-то наши потери. Вот некоторые наши священники, например, по каким-то личным причинам прекращают своё служение. У нас они формально находятся в запрете, но,по сути внутри себя они уже попрощались с этим видом деятельности . Да, к сожалению, такое случается.

– ЭТО ЧТО, ПОСПЕШНОЕ РЕШЕНИЕ С ИХ СТОРОНЫ?

– Нет, это, скорее, они по разным причинам неуютно почувствовали себя в церковной жизни. В каких-то случаях из-за семейных обстоятельств. Бывает, что священник пытается уйти из своей семьи и создать другую семью, что для него уже является поводом для запрещения. Где-то возникают материальные причины, где-то здоровье уже не позволяет быть стабильным таким предстоятелем, а ломать себя не хочется. Это то, что расстраивает, и о чём я вспомнил на первый взгляд. Как сказал недавно один мой знакомый священник, есть время разбрасывать камни, есть время собирать камни, а сейчас время не трогать камни. ( смеётся) Действительно, сейчас такое время: за что ни возьмись, всегда возникают какие-то особые обстоятельства – то экономический кризис, то пандемия, сейчас вот военная ситуация. Поэтому я и на собрании епархиальном сказал: сейчас такое время, что вместо того, чтобы что-то новое начинать, разумнее наполнить содержанием уже начатое, то есть на это надо направить усилия наши.

– И ВСЁ ЖЕ, ЧТО РАДУЕТ?

– Радует правильная реакция нашего общества на текущие события. Нет упаднических натроений, нет злобы, которую наши недруги пытаются вызвать всеми способами. Всё-таки русский человек великодушен и отходчив. Если украинцев в последнее время воспитывали в ненависти ко всему русскому и в идеализировании европейского жизненного уклада, то у нас такого нет.

– ВЛАДЫКА, ЕЩЁ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ ИНТЕРЕСУЕТ, КАКИЕ ТЕРРИТОРИИ В ЕПАРХИИ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, В ПЛАНЕ КАЧЕСТВА ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ ЯВЛЯЮТСЯ САМЫМИ СИЛЬНЫМИ, А КАКИЕ СЛАБЫМИ?

– Здесь, конечно, всё субъективно. Если в Братске много священников и много храмов, то и проводимую работу трудно оценить. Где-то есть места, до которых церковь ещё не дошла. Я никогда так не оцениваю, что где-то, допустим, какой-то филиал лучше работает, а кто-то хуже. Везде свои обстоятельства, свои силы и возможности. По большей части хотелось бы перекрыть какие-то дефицитные ситуации: где-то храм стоит, но нет священника, где-то храма нет, и надо поставить. Где-то есть уже возможность тесно с обществом общаться на образовательной или социальной почве, а мы не можем достойно представить своё участие. Можно, конечно, сказать, что в этом благочинии, например, более благополучно строится работа, потому что церковь там дольше присутствует, представлена яркими личностями. А в других-то регионах слава Богу хоть вообще священник прижился. Часто бывает, приходим в какую-то новую местность, а люди там ещё не готовы жертвовать на что-то. Например, какая-то деревня, священник туда приехал, потратив деньги на бензин, певчих привёз с собой, которых тоже надо как-то отблагодарить. И если три бабушки придут, то им, конечно же, просто не по силам компенсировать священнику эти затраты. И те территории, где всё ещё только начинается, люди не сразу приходят к пониманию, что священник, не имея фиксированной зарплаты, живёт исключительно с пожертвований. А где-то уже укоренились православные традиции, и люди знают, что, придя в храм, надо подать записки, поставить свечку, что-то приобрести в церковной лавке. Это в какой-то мере формирует бюджет. Хотя, строить на эти средства мы не можем. Всё, что люди приносят в Церковь, уходит на текущие расходы – на оплату коммунальных платежей, проведение косметичских ремонтов. Заниматься строительством возможно лишь на пожертвования крупных меценатов.

– ВЛАДЫКА, МЕНЯ ВСЕГДА УДИВЛЯЛО, КАК МОЖЕТ МОЛОДОЙ СВЯЩЕННИК, НЕ ИМЕЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЗАНИМАТЬСЯ ВОПРОСАМИ СТРОИТЕЛЬСТВА, ГДЕ СУЩЕСТВУЕТ МАССА ВСЕВОЗМОЖНЫХ НЮАНСОВ. И ВЕДЬ ПРИМЕРОВ ТАКИХ НЕМАЛО.

– Ну кто-то в этом более талантлив, может быть, по складу своего характера.

– МНЕ КАЖЕТСЯ, ОТЕЦ НИКОЛАЙ ОСИПОВ ДОВОЛЬНО ПРЕУСПЕЛ НА ЭТОМ ПОПРИЩЕ.

– Слава Богу, что у него энергия эта есть, инициатива. Да, он себя проявляет очень хорошо, по сути уже три храма построил и получил ещё одну большую должность Благочинного Второго Братского Благочиния – это Братский район. Мало того, что он начальник социального отдела епархии, плюс три храма строит, да ещё свой приход, так что нагрузка серьёзная. Слава Богу. Меня молодая наша поросль радует. Сейчас было епархиальное собрание, заслушали тех, кто назначен на какие-то должности, и чувствуется, что люди за каких-то два-три года значительно укрепили свой профессиональный опыт. Если раньше они вели себя несколько неуверенно, то теперь о них этого не скажешь.

– ВЛАДЫКА, А КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ПРОИЗОШЕДШИХ КАРДИНАЛЬНЫХ КАДРОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ?

– К этому привело постепенное накопление неразрешённых проблем. Во-первых, у нас есть чёткие рекомендации, как устраивать руководство гимназиями, то есть, что есть светский руководитель – директор, и есть духовник, который занимается именно православием, духовной частью, воспитанием духовным, преподаванием Закона Божия. У нас это было раньше в одном лице – и в Иркутске, в женской гимназии, и здесь в Братске. Но с годами эти два направления размываются – либо человек в большей степени занимается учебным процессом, либо воспитанием. К сожалению, чтобы руководитель мог одинаково развивать оба направления, то этого не получается. Так же и здесь получилось. Ведь отец Андрей Срынько, когда ещё только епархия создалась, приходил и говорил мне о том, что понимает ситуацию, и что директора всё же лучше иметь светского. Он же принял эту гимназию в кризисный момент, и в Иркутске решался вопрос о её дальнейшей судьбе. Например, отец Андрей Огородников выступал за её закрытие, а отец Андрей Скрынько заявил, что готов гимназию реанимировать, но для этого нужны соответствующие полномочия. Мы дали ему эти полномочия, и можно сказать, что кризисный период он “вывез” на себе. А развитие гимназии и поддержание в ней соответствующего морального климата, то это уже было сложнее. Мы искали наиболее эффективную систему, чтобы при недофинансировании сохранить качество образования в гимназии, удержать педагогов, детей. А это довольно сложно. Отец Андрей, возможно, надеялся, что наступят позитивные перемены, что сложный период удастся преодолеть, но по свидетельству людей, занимающихся статистикой образования, этого не произошло. Поэтому я, имея опыт по Иркутской гимназии, где освободил батюшку, занимавшего там в течение пятнадцати лет руководящую должность, и назначил вместо него светского директора, а также духовника. И такая система стала давать добрые результаты. Надеюсь, что и в Братске установится разумный баланс управленческих сил, что также приведёт к положительному эффекту. Конечно, отцу Андрею все благодарны за проделанную им работу – и педагоги, и родители. Но, к сожалению, ситуация в гимназии зашла в тупик и потребовала административного вмешательства в виде новых кадровых назначений, которые, я уверен, себя оправдают.

– ВЛАДЫКА, А КАКОВА НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ В ЕПАРХИИ КАДРОВАЯ СИТУАЦИЯ? ЕСТЬ ЛИ ПОТРЕБНОСТЬ В СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯХ ИЛИ ШТАТ ИХ ПОЛНОСТЬЮ УКОМПЛЕКТОВАН? КАКОВЫ ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ?

– Потребность есть. В хороших, ярких священниках она всегда есть, в таких, например, как отец Александр Белый, в людях самостоятельных, серьёзных, которые могут позицию Церкви продвигать и отстаивать. Таких людей всегда дефицит. Ведь по сути любой приход должен именно таким священником возглавляться, который сможет создать на территории авторитет Церкви и привлекать людей на свою сторону. Конечно, священники бывают разные по характеру, кто-то обладает даром проповеди, кто-то коммуникабельностью, кто-то молитвенник. Всё это, конечно, нужно. К образовательному уровню у нас сейчас такой подход: если человек семейный, без канонических препятствий, воцерковлённый и желает служить, то, конечно, вопрос можно решить, прежде всего, со своим духовником. И мы со стороны епархии всегда приветствуем, что такие люди выбрали для себя путь священства. Если духовник одобряет этого человека, то представляет его архиерею очно или заочно.

IMG_20220428_124046
– ВОЗРАСТ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ?

– Нет, возраст значения не имеет. А следующий этап для такого человека – это поступление на первый курс духовной семинарии, очно или заочно. Если ему за шестьдесят, и он воцерковлён, образован хотя бы в плане знания Закона Божия, церковно-славянского языка, алтарного послушания, клиросного послушания, то в семинарию можно и не поступать. До пятидесяти пяти лет поступать в семинарию необходимо, и Патриархия этого требует. Затем по истечению одного или двух курсов мы возвращаемся к вопросу о том, как полученные знания повлияли на выбор человека, укрепляется ли он в желании служить или думает, что погорячился или не так представлял себе всё. Северным и сибирским епархиям разрешено рукополагать в дьяконы после второго курса. Да вот такая есть у нас льгота. Самое главное, чтобы человек правильно понимал своё предназначение служить. Что никакая это не работа, не повышение в статусе, не преференции какие-то. Это служение Богу. Для людей немолодых это своеобразная переоценка ценностей, понимание того, что перед нами вечность, и что надо остаток своих дней посвятить Богу, и готовность их служить там, где укажет Святая Церковь. В целом же кадровая ситуация в епархии вполне благополучна. Хотя на сегодняшний день священника три – четыре нам не помешало бы иметь дополнительно. Есть такие точки, где они сегодня необходимы. То есть мы готовы обеспечить их фронтом работы и каким-то жалованьем. Мы должны стремиться окроплять все сферы деятельности нашего общества, и для этого нужны священники, закреплённые, например, за учебными заведениями, больницами и так далее. То есть, мы идём на то, чтобы священников было больше.

img014
– ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО, ЧТО БЫ ВЫ МОГЛИ ПОЖЕЛАТЬ ЧИТАТЕЛЯМ ЖУРНАЛА “ВРАТА”?

– Думаю, что читатели журнала уже счастливы своим позитивным настроем, потому что читают, задумываются, расширяют свой кругозор. Они интересуются жизнью своей Церкви. Хочется, чтобы все мы были активными, интересующимися, деятельными в делах Церкви. То участие, которое предлагает своим читателям редакция, надо во всей полноте использовать – свои способности и таланты. Кто-то может какую-то фотографию прислать, кто-то размышления свои, и главное, никогда не отказываться от сотрудничества, особено когда тебя к этому приглашают. Вот эта активность – это по сути природа Церкви, потому что ты сегодня активен, а кто-то в это время слаб, и жив твоей активностью. А завтра вдруг ты заболеешь, и уже тот человек будет активен. И так по жизни мы друг друга и поддерживаем. Конечно, активная позиция в Церкви формируется только лишь под правильным духовным устроением, когда в человеке нет раздвоенности. Поэтому надо всем сердцем желать угождения Богу, жить вечностью как таковой уже сейчас, испытывая все радсти от этого ощущения и с этим идти по жизни. Хочется, конечно, всем пожелать искать в Церкви друзей, общие занятия, наполняя душу добром. От этого приобретут все.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.