ПУСТЬ ПЛАТИТ ТОТ, КТО НЕ ПРАВ (послесловие к заседанию городского дискуссионного клуба)

дискус клуб
Фото Фаддея Латухина

Так уж сошлись звёзды, что очередное заседание городского дискуссионного клуба, на котором замышлялось обсудить проблему экологии, прошло без приглашённых: мэра, председателя городской Думы, председателя постоянной депутатской комиссии по экологии, представителя природоохранной прокуратуры, без пронзительного голоса депутата Пигарева. У всех в этот день, надо полагать, нашлись неотложные государственные дела. Так что, в этот раз обошлись без них. Участники встречи ставили вопросы, искали ответы, выстраивали свои версии. В общем, дискуссия состоялась. Отправной точкой в разговоре стало заключение учёных Пермского федерального научного центра о состоянии санитарно-гигиенической ситуации в зоне влияния алюминиевого завода и лесопромышленного комплекса на территории Центрального района Братска. Документ этот, ставший недавно достоянием общественности, заставил многих задуматься о том, где мы живём, и всё ли делается властью – федеральной, региональной, местной – для восстановления нашего законного права на благоприятную окружающую среду. Для любого здравомыслящего ответ очевиден – делается далеко не всё, и этому есть ряд причин, о которых надо не просто помнить, но и активно их обсуждать, не стесняясь предъявлять законные претензии должностным лицам. Повторю, речь идёт о нашем законном праве, которое до сих пор властью не обеспечено.
Интересный парадокс вырисовывается: в городе работают два промышленных монстра – металлургический и лесохимический, – портят воздух, отравляют воду, почву, наше здоровье, не торопятся исполнять требование закона – не гадить сверх установленных норм, – а мы выкраиваем из скудной городской казны деньги и за свой счёт пытаемся возмещать наносимый нам этими монстрами ущерб. А ещё радуемся «социальному партнёрству», когда нам с барского плеча отваливают по сто миллионов на решение наших внутригородских проблем. Кто-то возразит: а могут и не отваливать, но что будем иметь взамен? Думаю, что взамен будет жёсткая позиция по отношению к ним местной власти и населения. Правда-то на нашей стороне, – не мы нарушаем закон, а они, – поэтому им проще платить ежегодно по 100 миллионов, «пиариться» на благотворительности – отремонтировать больницу, построить парк и т.д., – чем тратиться на что-то более существенное. Что такое 100 миллионов рублей по нынешним временам? Это, грубо говоря, месячная зарплата главы «Роснефти» г-на Сечина, который, как было заявлено в Госдуме, в день имеет по 4,5 миллиона рублей. Ну какие тут ещё нужны сравнения?!
Плохо, когда местное самоуправление не имеет денег на решение своих насущных вопросов, когда мэры поставлены в унизительное положение просителей. Просят на ремонт школ, больниц, на проведение общегородских праздников. Хотя, кому-то это не в тягость: попросишь на благое дело, глядишь, и самому перепадёт.
Тут невольно подумаешь: почему одни гадят, а мы должны тратиться на финансирование муниципальных экологических программ? Лично я представляю себе такую схему взаимоотношений с предприятиями-загрязнителями: муниципалитет привлекает специалистов для формирования программы оздоровления городской окружающей среды, они всё обсчитывают в строгой привязке к деятельности загрязнителей, а те оплачивают все программные мероприятия. Всё, что касается вопросов экологического воспитания, борьбы с несанкционированными свалками и прочее, не относящееся к работе загрязнителей, финансирует муниципалитет. Вот это было бы справедливо.
БрАЗ и БЛПК занимаются реконструкцией производства, внедряют передовые технологии. Это хорошо. Но ещё лучше было бы назвать конкретные сроки, когда их вредные выбросы, наконец-то, уместятся в законные нормы предельно-допустимых концентраций. Вот тогда все вопросы к ним улетучатся сами собой. И не надо забывать о том, что производственная реконструкция – это не шаг доброй воли собственников по отношению к населению Братска. Нет, это забота об улучшении личной собственности –той собственности, которая приносит прибыль. Время и обстановка понуждают собственников раскошелиться. Поэтому к их действиям следует относиться со спокойным интересом.
А теперь о самом главном, о чём мы говорили на дискуссионной площадке, – о детях. Убеждён – это главная сегодня наша забота – уберечь всеми возможными способами ещё неокрепшие детские организмы от губительного воздействия сверхнормативных промышленных выбросов. Детей надо правильно кормить экологически чистыми продуктами, поить чистой водой, систематически вывозить на чистый воздух, закупать для них эффективные лекарства и средства профилактики болезней, держать под постоянным наблюдением медиков. Всё ли мы делаем для этого? Нам надо честно ответить самим себе на этот вопрос. Где взять на всё денег? Ответ лежит на поверхности: кто не даёт детям Братска расти здоровыми, тот пусть и платит. Тут без вариантов. Понимаю, насколько сложно психологически перестроиться во взаимоотношениях с градообразующими предприятиями, за многие годы привыкнув к определённому шаблону: они богатые благодетели, мы – бедные просители. Психология чиновника, талантливо описанная Салтыковым-Щедриным и другими русскими писателями, остаётся неизменной: от него не стоит ждать подвига, на который его способно сподвигнуть лишь общественное мнение. Хорошо, когда чиновник ждёт общественной поддержки, хуже – когда он её не ищет и в ней не нуждается, считая, что и так много делает для общественного блага. Им движет исключительно инстинкт самосохранения. Но ведь мы тем и отличаемся от животных, что кроме природных инстинктов, обладаем способностью мыслить. Поэтому мы и собираемся на нашей дискуссионной площадке, чтобы осмыслить происходящее, предугадать грядущее. И хорошо бы делать это совместно с людьми, наделёнными властными полномочиями. Заботы у нас общие.

Вадим СКВОРЦОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.