– Игорь, я постараюсь ненадолго отвлечь тебя от Музея. У тебя немало знакомых, фамилии которых знает вся стана; много друзей из элитного круга культуры – это широко известные композиторы, певцы, художники, актёры, музыканты, писатели.
– Добавим в этот список военных – всех родов войск и специальностей, космонавтов, врачей, юмористов, спортсменов, журналистов, поэтов, начальников и президентов всех мастей…(Улыбается) Как бы нам не хотелось, но – жизнь всегда у каждого человека конечна, и сегодня, к большому сожалению, уже очень многих людей нет с нами…
– В первую очередь, ты и сам очень творческий человек, и вся твоя жизнь и связана, и переплетена, и насыщена встречами с представителями классического, народного и эстрадного видов искусства. Кто тебе больше всего импонирует? Есть ли такие люди, вообще? Назовём это своеобразным «Табелем о рангах».
– Да, такие люди есть. – – Наверняка, коллеги по цеху – певцы и вокалисты?
– А вот и не угадал! (Смеётся). Если мы говорим исключительно о творчестве, то оставим в покое, в сторонке, поющих – об этом виде искусства я знаю практически всё, и я никогда не перестану восторгаться теми вершинами профессионального мастерства, которых достигли мои вокальные «однополчане».
Я всегда восторженно слушаю и смотрю, как играют выдающиеся музыканты и исполнители: без разницы – пианисты Эмиль ГИЛЕЛЬС или Святослав РИХТЕР; трубачи Эдди КЭЛВЕРТ или Луи АРМСТРОНГ, скрипачи Леонид КОГАН или Владимир СПИВАКОВ; или виолончелист Святослав РОСТРОПОВИЧ, саксофонисты Феликс СЛОВАЧЕК, Алексей КОЗЛОВ или Георгий ГАРАНЯН, гитарист Виктор ЗИНЧУК или невероятно «русский душой» балалаечник Алексей АРХИПОВСКИЙ, или мастер игры на дудуке армянин Дживан ГАСПАРЯН … – перечислять можно до бесконечности!
Разумеется, поскольку сам я (по самому первому, начальному музыкальному образованию, аккордеонист, и в институте один из госэкзаменов (по спец. инструменту) сдал на «отлично», то игру виртуозов – народников (аккордеонистов и баянистов) оцениваю с профессиональной точки зрения, например, Петра ДРАНГИ.
Эмиль Григорьевич ГИЛЕЛЬС
Святослав Теофилович РИХТЕР
Трубач Эдди КЭЛВЕРТ
Джазмен Луи АРМСТРОНГ
Леонид Борисович КОГАН
Владимир Теодорович СПИВАКОВ
Мстислав Леопольдович РОСТРОПОВИЧ
Феликс СЛОВАЧЕК
Саксофонист Алексей Семёнович КОЗЛОВ
Георгий ГАРАНЯН
Виктор ЗИНЧУК
Алексей АРХИПОВСКИЙ
Дживан ГАСПАРЯН
Автограф Пети ДРАНГИ Игорю КРАВЦОВУ
Увы, но мне не дано понять, как на девственно-белом листе бумаги или ватмана, или на новёхоньком холсте, грифельным мелком, карандашиком, кисточкой, стэком и ещё чем угодно – художник создаёт будущий шедевр? Что для него первостепенно: замысел? сюжет? план? композиция? – я не знаю, что с начала – набросок, эскиз, контур, пейзаж, натюрморт, портрет? Как он, Мастер, Творец рождает полотно?
И что нужно сделать для того, чтобы из куска обыкновенной, сырой глины художник и преподаватель Детской Школы Ремёсел Татьяна МАМИЛОВА тёплыми руками сумела вылепить жемчужную раковину – символ Конкурса «Жемчужина Братска»?
В мастерской Татьяны МАМИЛОВОЙ идёт творческий процесс
Я никогда не смогу понять – как в голове у поэта рождаются не фразы и слова, а рифмы? Почему из сотен тысяч вариантов слов, понятий и синонимов, поэт выбирает (или находит) то, единственно верное слово, походящее именно к этой строфе? И из чего состоит поэтический дар? Кто она такая – Муза Поэта?
Если капельку отвлечься от искусства в сторону – я поражаюсь спортсменам, и их достижениям: это стремительные хоккеисты, меткие биатлонисты и выносливые лыжники, метеорные конькобежцы, представители фигурного катания и танцев на льду, а спортивная гимнастика и лёгкая атлетика?
Алексей НЕМОВ
А королева спорта? – неповторимая по изяществу, грации и красоте художественная гимнастика! Как поверить в то, что умопомрачительные прыжки и полёты, пируэты и фигуры невероятной сложности делают живые люди: наши чудо-девочки и девушки гимнастки, фигуристки?
Алина КАБАЕВА
Танцы на льду
Дина АВЕРИНА
Я с большим пиететом отношусь к тем людям, которые достигли особых вершин в своём деле: ведь в каждой профессии немало секретов и специфических особенностей. Однако никто меня так не восхищает, как танцоры: самым непостижимым для меня навсегда останутся танцы и хореография: колоссальный труд огромного количества людей, занятых в этом процессе.
– Танцоры? Ты не шутишь?
– Я говорю абсолютно серьёзно: и пусть на меня не обижаются другие, но, нигде нет такой тяжелейшей (в физическом плане) работы, как в хореографии. Так или иначе, но, я всю свою жизнь, по работе и на гастролях, пересекаюсь с этими трудяжками – будь-то балет, спортивные бальные, народные или классические танцы, профессиональные или самодеятельные коллективы: больших пахарей я не видел никогда.
Вот уж, в каком виде искусства (извини за сравнение – «под фонограмму») не станцуешь! А этот сгусток немыслимых страстей в спортивных бальных танцах? – его же невозможно описать, это надо только видеть!
Страсть
Экспрессия
Невероятная пластика балета и классического танца – Великие Майя ПЛИСЕЦКАЯ, Марис ЛИЕПА и Николай ЦИСКАРИДЗЕ.
Великая Майя ПЛИСЕЦКАЯ (балет “Лебединое озеро”)
Марис ЛИЕПА в роли КРАССА (балет “СПАРТАК”)
Плисецкая Майя Михайловна – КАРМЭН
Народный артист РФ Николай ЦИСКАРИДЗЕ
А народное направление? – шедевры и визитные карточки страны – легендарный Ансамбль «Берёзка» Надежды Сергеевны НАДЕЖДИНОЙ (её настоящая фамилия БРУШТЕЙН) и Миры КОЛЬЦОВОЙ (Миракль – от французского – «чудо») (настоящее имя Мириам РАВИЧЕР)…
Лауреат Сталинской премии, руководитель Ансамбля “БЕРЁЗКА” Надежда Сергеевна НАДЕЖДИНА
Надежда НАДЕЖДИНА на репетиции
Ансамбль “БЕРЁЗКА”
Символ “БЕРЁЗКИ” Мира КОЛЬЦОВА
Танец ЛЕБЁДУШКА – Ансамбль “БЕРЁЗКА”
Царевны “БЕРЁЗКИ”
Солистка Ансамбля “БЕРЁЗКА” Мира КОЛЬЦОВА
и фантастический Балет Игоря Александровича МОИСЕЕВА. Это же Диво-дивное! Я преклоняюсь перед этими людьми.
Основатель уникального Ансамбля танца Игорь МОИСЕЕВ
Выдающийся хореограф-постановщик Игорь Александрович МОИСЕЕВ
Балет Игоря МОИСЕЕВА
Матросский танец “ЯБЛОЧКО”
– Игорь, ты много и часто говоришь, и рассуждаешь, и пишешь о культуре.
– Так ведь в жизни так устроено, почти по Царю Соломону: «Всё проходит… Остаётся КУЛЬТУРА!»
Даже единая, общепринятая мировая терминология учёных и исследователей, в т.ч. археологов, звучит именно так – «культурный слой»: изучают жилища, условия жизни, особенности питания, предметы быта и охоты, даже орудия производства людей разных эпох и континентов, а называют везде одинаково: «культурный слой», и никак иначе.
– Да, но ты говоришь о культуре с такой болью и сопереживанием…
– Да, это моя, «до боли», родная тема: я знаю, про что именно я говорю, и знаю – о чём я говорю. Особенно, с умными и образованными людьми. Меня с детства так воспитывали, меня так учили, я так жил и живу.
Сейчас буду хвастаться. (Улыбается) Ещё в студенческие годы (я довольно подробно об этом рассказывал в своих статьях Памятные Нежинские дни – konkretno.org›pamyatnye-nezhinskie-dni/ ), когда меня, за хорошую учёбу и активную общественную работу, награждали путёвками в Ленинград, то я (кроме всевозможных посещений исторических мест и музеев), как одержимый, носился на лекции уникального человека – совершенно фантастического музыковеда, Леонида Семёновича КАЗИНИКА.
Музыкант и музыковед Леонид Семёнович КАЗИНИК
Вот уж где настоящий кладезь музыкальных знаний, музыкальной мудрости, невероятного обаяния и любви к этим «простым» вещам – «всего- то» семь нот…
Наверняка, многие видели коротенькие отрывки из его выступлений – сейчас их много «гуляет» по интернету: а мне повезло – я многократно слушал его воочию, и видел его живьём, и напитывался его культурными знаниями.
Недавно, буквально на днях, мои друзья из Москвы, прислали мне на телефон очень актуальный плакат-картинку такого содержания: «В одной из соцсетей спросили, чем (из времён СССР) кто-то пользуется до сих пор?» Понравился один комментарий – «Мозгами!» – Здорово сказано!
– Не так давно, в эпоху существования Советского Союза, произносили популярное словосочетание «Воспитание (!) КУЛЬТУРОЙ». И как тривиально и пошло, цинично, спустя всего три десятилетия, сегодня ряд Федеральных (!) каналов разносят лозунг – «окультуривание масс», будто бы речь идёт про окучивание картошки.
– Скорее всего, такую политику проводит государство.
– Мне повезло, Вадим: я лично виделся, встречался, общался и разговаривал по служебным и творческим делам, внимание – с тремя (!) Министрами культуры Российской Федерации! В разные годы это были Михаил Ефимович ШВЫДКОЙ, Сергей Александрович СОКОЛОВ и Александр Алексеевич АВДЕЕВ.
Министр культуры РФ Михаил Ефимович ШВЫДКОЙ
Министр культуры России Александр Сергеевич СОКОЛОВ
Министр культуры РФ Александр Алексеевич АВДЕЕВ
Ни при одном из них, не было такого вопиющего, махрового расцвета вседозволенности и посягательства на Культуру, как сейчас!
Мне думается, что нынешняя, и прозападная, и как становится всё чаще известно, предательская внутренняя «стратегическая линия» нацелена только на то, чтобы объединить всех людей в одно «ООО», организованное по специальному сценарию и специальным пунктам:
1. О – Одурманивание; 2. О – Оболванивание; 3. О – Оскотинивание.
Особенно меня беспокоит совсем ранняя, мультипликационная «обработка» детских умов, путём воздействия через интернет и посредством телевидения. Большинство родителей и взрослых, не задумываясь, усаживают своих детей у телевизора, и те, глазеют на госканал «Карусель», и впитывают непонятно что!? Кто-нибудь, вдумывался в эти тексты и диалоги? – нейросеть рулит?
Не дай Бог, посчитать это рекламой: смурфики, дикие скринчеры, турбозавры, чудики, дракоши, инспектор гаджет, лунтики, всё о рози, гуппи и пузырики, радужный мир руби, семейка крудс, барбоскины, страна лалапупсия, ральф против интернета, головоломка, реальная белка, монстры, финки, шреки, и тому подобное «производство», многократно и насильственно помноженное на агрессивную рекламу, т.н. обучения малышей «финансовой грамотности»…
А сериал «Три кота» – где треугольные кошки совсем не похожи на кошек? (Господи, где наши добрый котёнок по имени «Гав», и где птичка Тари и Чебурашка, жирафы, зайки и птицы, хрюшки и собачки, снеговики и барсуки, ёжики и лисички? которых умели так рисовать и, невероятно похоже озвучивать, что они были словно живыми!)
Персонажи современных «Каникулы в Простоквашино», «Ну, погоди!» и других, больше похожи не на привычных, нами любимых героев, а на инопланетных, роботизированных пришельцев, и каких – то уродцев: нарисованных двух – и трёхпалых детей; несуразно-угловатых и механически двигающихся животных… А персоны из Оранжевой коровы, что двигаются только приставным шагом, как колченогие? А свинья Пеппа? – у которой, рот или непонятно что, открывается через раз и, внимание – исключительно СБОКУ!??
Кого мы всем этим убожеством хотим воспитать – новое поколение россиян, которое с детства приучали не к красоте, а к физическим изъянам и недостаткам? К т.н. «толерантности»?
Разве никто не обратил внимание на то, что передачи именно детской направленности систематически выдавливают из «сетки вещания ТВ»?
Или я только один заметил, что знаменитая передача «Спокойной ночи, малыши», которая воспитала несколько поколений граждан нашей страны, уже который год вынужденно «странствует» с канала на канал, лишившись своего родного дома на бывшем Центральном телевидении, в угоду воротилам «прайм-тайма» и рекордно богатых рекламных минут?
К тому же, нельзя не вспомнить момент одного из тех «экспериментов», когда телеведущим, с пожеланием детишкам добрых снов, назначили неоднозначного боксёра с депутатским значком – «Колю-башку», который (как метко подметила героиня фильма режиссера Владимира МЕНЬШОВА «Москва слезам не верит») был «интеллектом явно не изуродован».
Сколько же миллионов писем разгневанных родителей, бабушек и дедушек, пришло на телевидение после того, как ребятишки стали плакать и кричать по ночам, вспоминая нечто лысое «головоговорящее».
Разве это не корявая насмешка, не уродливое издевательство над тем, что для многих остаётся, и по сей день, почти святым?
Поколения, усиленно взращиваемые бездуховно и без ориентиров на светлое и созидательное, без следования национальной идее (которую, с правительственной подачи, сегодня усиленно отметают и замалчивают) – обречены: «в лучшем случае», они превратятся в сплошь потребителя, наделённого парой-тройкой основных, но, увы, животных инстинктов.
Если это произойдёт в действительности, то от такого общества, в конечном итоге, вздрогнут все: и мы, и они. Повсюду так «шарахнет» – мало не покажется: отстоявшихся в стороне, переждавших где-нибудь в полуподвале или на золотистых пляжах с видом на океан – не будет.
– Грустную картину ты нарисовал, Игорь.
– Нет, не грустную: скорее – я высказал своё мнение, озабоченность и беспокойство происходящим; нас ежедневно затягивают и, буквально, насильно втаскивают в сети специально выдуманного слова с приставкой суб -, т.н. субкультур, непонятных движений, диких жестов, якобы «современных» танцев, фальшивой псевдомузыки, нелитературного языка, татуировок, и т.п.
– Сегодня татуаж преподносится как вид искусства, а многочисленные салоны тату растут, как грибы после дождя…
– Увы, сегодня чистая кожа и не обезображенное иероглифами тело, отчасти, становится «роскошью». Опять же – далеко не везде, и не у всех: посмотри, например, какие красивые и невероятно женственные наши девчонки – гимнастки, фигуристки, многократные Чемпионки по синхронному плаванию – без единой наколки! Или наши борцы из Чечни, Дагестана, Кабардино-Балкарии – идеально чистое тело.
Я абсолютно никого не осуждаю – это их выбор, но своё мнение выскажу: считаю, что сегодня татуировки нужны только для того, чтобы тебя опознали в морге.
– Жёстко.
– Скорее – жизненно, с привязкой к местности.
Вот смотри, Вадим, тот же безобразный твёркинг (родина которого Новый Орлеан), нам завезли из самой развращённой страны мира – США, а мы им в ответ – гастроли Великого русского балета и оперные шедевры Большого театра – «Князя Игоря», «Раймонду», «Спящую красавицу», «Хованщину» и «Щелкунчика»! Разве это равноценный «обмен»?
Почему к нам везут всё самое грязное, отвратительное, низменное, провокационное, гадкое – а мы, в ответ, делимся чистым и высоким, настоящим Искусством? Кто должен стоять на страже лучшего, что у нас есть от предков, родителей и учителей, классиков Союзмультфильма и Госкино? – государство, конкретно – Министерство культуры! Но, этого не происходит, почему-то…
И сегодня, например, в «Пиковой даме» гениального композитора Чайковского, явно умственно-помешанные режиссёры и постановщики, что не в ладах с рассудком, ставят вакханалии и оргии: на сценах, площадях, в театрах, пляшут голые дядьки и тётьки, прославляя свальный грех. А телевидение, снова и снова, тиражирует и это святотатство, и другие голые «танцы на православном кресте» отдельных народных болгарских пищух.
Как такое было возможным допустить??
Ведь согласно абсолютным статистическим данным, подтверждённым всеми странами и государствами без исключения, музыка нашего соотечественника, Великого русского композитора Петра Ильича ЧАЙКОВСКОГО, звучит в мире КАЖДЫЕ 5 МИНУТ!
Бессмертный русский гений Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ
Это – самый «звучащий композитор» нашей Планеты.
– А какие твои предложения? Что нужно делать и как поступать?
– Во-первых: не дай Бог мне оказаться «пророком» так же, как уже случилось однажды.
В 2013 году, после некоторых кадровых «перестановок» в администрации, (вернувшись в кресло начальника Департамента культуры), я проводил первую (в новом-старом статусе) планёрку с руководителями учреждений культуры. В тот день я сказал (дословно) – «В мире очень неспокойно, в воздухе очень пахнет войной…» Все промолчали, и только Света Смолина (которую только что назначили на пост директора ТКЦ) удивилась – «Что это вы такое говорите, Игорь Анатольевич? Какая может быть война?»
«Я служил в армии, кое в чём разбираюсь и говорю то, что чувствую».
Жизнь многое подтвердила: в 2014 году произошло историческое возвращение Крыма в состав России; а позже случилось то, что ещё предстоит осмыслить не одному поколению разных народов – и близких, и дальних.
А во-вторых, творческая мысль, творческий поиск, творческий полёт не могут быть подвержены обструкции или находиться за решёткой: они обязательно должны иметь своё право на жизнь! Вопрос лишь в том, как соблюсти грань, между истинными творческими изысканиями художника и творца, и отрыжками, и рыгательством, которые отдельные люди, или отдельные группы лиц будут всячески пробовать провозглашать, типа, «новым, и передовым».
Моя точка зрения (пока) остаётся неизменной: сегодня культуру надо прививать «через колено»!
Используя запреты, вето, табу, (жизнь показала, что и редактура – это не всегда плохо); применяя систему серьёзных и внушительных штрафов (чтобы бедокурить и пакостить, или, например, мусорить, было бы не только мучительно больно, но и очень финансово дорого – для некоторых «яйцеголовых индивидуумов», это самый понятный язык и самое доходчивое пояснение).
И, обязательно – цензура!
Обрати внимание, Вадим, как-то «странно, и нелогично» получается:
исторический «Броненосец Потёмкин» снят в момент кровавой, междоусобной Гражданской войны – в 1925-ом году;
– в период, т.н. репрессий и «тирании» Иосифа Виссарионовича СТАЛИНА – сняты «Весёлые ребята», «Весна», «Александр Невский», «Сельская учительница», «Чапаев», «Подкидыш», «Золушка», «Кубанские казаки», «Сердца четырёх», трилогия про Максима, и т.д.; сюда же добавим лучшие шедевры детского кино – «Алёша Птицын вырабатывает характер», «Тимур и его команда», и образцовую советскую мультипликацию, качеством которой восхищался сам Уолт Дисней – «Аленький цветочек», «Гуси -лебеди», и другие.
– в эпоху, т.н. «брежневского застоя» вышли в свет: «А зори здесь тихие», «Они сражались за Родину», «Доживём до понедельника», «В бой идут одни старики», «Молодая жена», «Вечный зов», «Сибириада», «Жестокий романс», «Война и мир», «Щит и меч», «Семнадцать мгновений весны», «Большая перемена», «Печки-лавочки», «Дело Румянцева», «По семейным обстоятельствам», «Калина красная», «Женитьба Бальзаминова», «Я шагаю по Москве», киноэпопея Юрия ОЗЕРОВА «Освобождение и Битва за Москву», «Живёт такой парень», «Белый Бим, чёрное ухо», «Полосатый рейс», «Начальник Чукотки», «Бег», «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Евдокия», «Дело было в Пеньково», «Тихий Дон», «Судьба человека», «Женщины» , все комедии Леонида ГАЙДАЯ и Эльдара РЯЗАНОВА, все сказки Александра ПТУШКО и Александра РОУ, всё – про Шерлока Холмса и доктора Ватсона, всё – про троицу Труса, Балбеса и Бывалого, всё – про Жеглова и Шарапова,…
И снова – добавим в этот список детское кино – «Приключения жёлтого чемоданчика», «Кортик», «Бронзовая птица», «Королевство кривых зеркал», «Дети капитана Гранта», «Приключения Буратино», фантастические мульфильмы «Айболит», «Умка», «Приключения капитана Врунгеля», «Дед Мороз и серый волк» «Чипполино», … список бесконечен!
Как такое оказалось возможным при т.н. «тотальном контроле»?
А песни? – что остаются с нами десятилетия, «из века в век перелетая»…
А ведь «безумные разносы» устраивали в указанные времена и Пролеткульт, и Наркомпрос, и Фурцева, и Лапин, и Суслов…
Кто-то скажет – во всём виноваты 90-ые…
Однако, совершенно удивительный фильм (по произведениям А.С. ПУШКИНА) режиссёра Алексея САХАРОВА «Барышня-крестьянка» (с музыкой композитора Владимира КОМАРОВА) был снят в «страшное время», в 1995 году. Советую всем её пересмотреть ещё раз, и насладиться игрой потрясающих актёров Василия ЛАНОВОГО и Леонида КУРАВЛЁВА, и молодых Елены КОРИКОВОЙ и Дмитрия ЩЕРБИНЫ.
Эта картина востребована и сегодня, и смотрится на одном дыхании, а прочая «чернуха-желтуха-порнуха», слепленная большей частью на бандитско-спонсорские «грины» – провалилась в никуда и навсегда.
Весь вопрос в ВЫБОРЕ: что хочет видеть Творец, и какими глазами? и что он хочет оставить людям? – грязь или чистый свет.
А сегодня что? – при всепозволительной голозадости, «демократии, и свободе слова» – гора рожает мышь?..
Без решительных шагов, и принятия кардинальных мер в этом направлении, нам всем придётся очень не просто. Ты ведь знаешь, Вадим, я – оптимист, и с очень большой надеждой смотрю в будущее, я верю в лучшее, я верю в людей!
Пока ещё не поздно, нужно сделать работу над ошибками; пока ещё можно успеть, и пока ещё можно спохватиться и взяться за ум.
Для тех, кто подзабыл, запамятовал, или совсем не знал, я пишу и рассказываю о том, что? и как? было вчера. Ведь я родился в СССР, где детям с раннего детства показывали всё самое лучшее.
Кстати, я подготовил несколько материалов на тему внимательного отношения к детям, воспитания, и культуры в Советском Союзе, в целом; в том числе и в Братске.
Советское эхо никому не даст покоя!
– Мы с удовольствием опубликуем твои новые статьи и материалы.
– Я буду очень признателен.
Быль.
В бытность мою начальником Департамента, в ДК «Транспортный строитель», однажды, попытались организовать кружок для занятий восточными танцами.
– Разве это плохо?
– Почему же плохо? – это нормально, это не возбраняется, особенно для состоявшихся взрослых девушек: ведь известно, что эти танцы пришли к нам, в Россию, из восточных гаремов эмиров, которых наложницы услаждали с одной единственной, конкретной целью – разбудить взрослое желание падишаха любить.
Однако, в нашем случае, нюанс был в том, что в этот кружок (где, кстати, предполагалась немалая плата за обучение) набирали крохотных девчушек … с 2-3х лет!? Я первый, в категорической форме, сказал о том, что этого делать нельзя; нельзя обучать восточным танцам живота девочек – двух- и трёхлеток! Это – бред.
Но, меня пытались «обвинить» в том, что я зажимаю хореографическое «искусство», жаловались заместителю мэра Татьяне ЛИТВИНОВОЙ, что я не разбираюсь в культуре, и т.д. (Смеётся).
– И чем всё закончилось? – Как и положено: своим волевым решением я запретил эти поскакушки-трясучки, несвойственные для маленьких детей.
Правда, для этого пришлось пригласить на беседу, с не особенно понятливыми взрослыми, специалистов из Департамента здравоохранения, и очень грамотного психолога из Центра практической психологии – Галину Анатольевну МАРКОВУ.
Психолог Галина Анатольевна МАРКОВА
Эти специалисты так доступно, и так понятно, так профессионально рассказали родителям и про особенности организма ребёнка, и про формирование скелета, и про исключительную физиологию девочек, и т.д., что все вопросы отпали сами собой: крохотулечек-девчушек перенаправили на народные танцы и в балетную студию, в художественную и спортивную гимнастику, а в кружке восточного танца, соответственно желанию, стали заниматься молоденькие женщины и юные девушки.
Продолжение следует…