В ЗОНЕ НЕЧЁТКОЙ ВИДИМОСТИ

CollageMaker_20210313_103247200
Чем пользуются недобросовестные чиновники и всякого рода дельцы, когда проворачивают свои тёмные делишки? Правильно, чаще всего нашей неосведомлённостью, а мы порой не знаем элементарных прав и не в силах отстоять свои законные интересы. До нашего сознания не всегда доходит, что вон тот дядька и та тётка, делающие важные лица, раздувающие щёки с полным осознанием своей значимости и непогрешимости, всего-то навсего наши слуги, и обязаны со всей тщательностью удовлетворять запросы и законные требования нас – налогоплательщиков. А если слуги своих обязанностей не исполняют, не реагируют на замечания и предложения своих господ, то они достойны самой жёсткой и справедливой критики.
Да, достойны-то они достойны, только далеко не всегда адекватно реагируют на неё. В одних случаях нагло “включают дурачка”, что де не понимают, о чём речь и по какому поводу шум, в других – тупо молчат, делая вид, что ничего такого не происходит. Ну, это примерно, как у нас в Братске, когда мэр вместе с депутатами городской Думы вот так молчаливо “реагируют”, если им прямо указывают на факты ничем не прикрытого протекционизма и грубых нарушений в сфере ритуальных услуг. Они, вероятно, не отдают себе отчёта в том, что критическая масса недовольства горожан действиями или бездействием властей имеет особенность накапливаться, а потом взрываться. А сейчас, накануне выборов в Государственную Думу любой такой “взрыв” в Братске способен отразиться как на результатах выборов, так и на репутации мэра Серебренникова, кстати, возглавляющего местную партийную организацию “единороссов”.
Представители сферы ритуальных услуг Братска взывают к совести и разуму городских властей, требуя от них наведения элементарного порядка, прозрачных и обязательных для всех правил цивилизованного ведения бизнеса . Ведь на сегодняшний день нет необходимых для этого условий – например,нет плановых захоронений ни на Падунских, ни на Правобережных кладбищах, а тем временем один из предпринимателей, пользуясь “подковёрным” соглашением с мэром о безвозмездном благоустройстве кладбищ проводит захоронения внеплановые и само собой не безвозмездные. Никому нельзя, а ему можно. Об этом на недавнем общем собрании городского Союза промышленников и предпринимателей говорил Сергей Московских, который ещё в начале далёких “девяностых” заложил в Братске основы культуры похоронного дела. Им было высказано также предложение встретиться с мэром и обсудить за “круглым столом” все наболевшие вопросы глаза в глаза. Очень дельное и своевременное предложение.
Могу предположить, что предстоящий разговор – если мэр на него пойдёт – будет непростым для Серебренникова хотя бы потому, что на многие недочёты в работе муниципалитета, касающиеся сферы ритуальных услуг, предприниматели уже пытались обратить его внимание, правда, безуспешно. И всё потому, на мой взгляд, что мэр важные для города вопросы пытался решить келейно или, как говорится, “тихой сапой”, никому ничего не объясняя. О причинах такого поведения градоначальника можно только догадываться. Мэру теперь остаётся одно – делать удивлённые глаза, а потом щурить их в сторону председателя комитета ЖКХ Романа Мельникова, что, мол, своевременно не информировал, не предпринял эффективных действий. Да, увы, но такова ныне участь Романа Александровича – “идти за бычка”. Серебренников вряд ли захочет разделить с ним ответственность перед лицом проверяющих органов, которые продолжают разбираться в деталях представшей перед ними картины состояния дел в сфере ритуальных услуг Братска. А сюжетная линия в этой картине просматривается невооружённым глазом: отсутствие здоровой конкуренции на рынке ритуальных услуг, чему по каким-то причинам потворствуют ответственные чиновники муниципалитета.

 

К примеру, в Братске с одобрения комитета ЖКХ можно по сходной цене приобрести право на подбор и доставку на судмедэкспертизу трупов и неплохо на этом разжиться, потому как параллельно ты получаешь от муниципалитета и приоритетное право на необходимую информацию для погребения тел умерших. И никто при этом тебя не спросит, на какие виды работ ты имеешь разрешение, а на какие нет.

Именно такое право и приобрёл недавно руководитель фирмы “Элит- сервис” предприниматель Макаров, который при прямом содействии комитета ЖКХ предоставил своим конкурентам право “отдыхать” в то время, пока он будет извлекать прибыль.

Но остальные участники рынка ритуальных услуг посчитали, что подобные сомнительные совместные действия муниципалитета и прыткого предпринимателя имеют право на меры прокурорского реагирования. Надо же в конце концов выяснить: а не нарушается ли законодательство при размещении муниципального заказа на оказание услуги по подбору и доставке тел умерших для проведения судмедэкспертизы и не допущено ли при этом нецелевое использование бюджетных средств муниципалитета? И пусть местные правоохранители по каким-то причинам не усмотрели в этих действиях каких-либо нарушений, но вполне возможно, что специалисты из вышестоящих инстанций с выводами коллег не согласятся.

Татьяна Зубкова(Андреева): “Когда в одну ногу в квартиру, где случилась беда, входит участковый и агент именно «элит-сервиса» ну этим уже все сказано! Карт-бланш во всем!!!И у всех в нашем окружении, где пришла беда, происходило именно так! Те, кто знает, что это и чья это фирма и под чьим крылом, они с ними не работают. Но когда беда, многие разве будут во всем этом разбираться, разве будут думать. На это и расчёт!!! Мерзко это как-то совсем! Когда на горе людей, кто-то откровенно зарабатывает!”

Да, пора уже обратить внимание на факты, когда отдельные участники рынка ритуальных услуг ведут себя по отношению к клиентам уж больно навязчиво. Как это происходит, я попросил рассказать Татьяну Лисицкую, руководителя ритуального агентства “Белые крылья”.

– Происходит это так: сразу после смерти человека, к нему в дом вместе с участковым инспектором полиции приходит агент ритуальной фирмы и заявляет в приказном порядке родственникам умершего, что они обязаны иметь дело именно с его фирмой. Иначе, предупреждает он, может возникнуть целый ряд трудноразрешимых проблем. В таких случаях пожилые люди обычно пугаются и соглашаются на всё.
Хочу ещё отметить, что по адресу проживания умершего уже давно никто деньги за услуги не берёт, все расчёты производятся в офисе ритуального агентства. И вот, когда на пороге появляется вместе с участковым полицейским ритуальный агент-самозванец, родственники должны задуматься: откуда он взялся , и с какой радости они должны иметь дело именно с этим ритуальным агентством? Если агент говорит, что занимается только вывозом тел, пожалуйста, можете воспользоваться его услугой. В остальном же, что бы там агент ни говорил, всегда надо помнить, что вы сами вправе определять, что вам надо, и что земля под захоронение предоставляется бесплатно. Государство гарантирует предоставление 5 квадратных метров для захоронения двух близких родственников. Платной земли для захоронений у нас нет, как и нет частных кладбищ. Вы можете заплатить только за изготовление могилы, то есть копка могилы стоит денег, это в пределах 8 – 12 тысяч рублей. При желании, человек может оформить семейное захоронение. Смотритель кладбища определит место, начертит схему, по которой будет понятно, какого размера понадобится оградка. Документы оформляются через МФЦ, услуга предоставляется бесплатно.
Если смотритель, к примеру, говорит, что вот в этом месте, что поближе, могила будет стоить, допустим, 20 тысяч, а вот здесь, в низине, значительно дешевле, то перед нами случай откровенного вымогательства при определении места захоронения. В таком случае надо звонить директору службы городских кладбищ и уже ему задавать вопросы.

ВОПРОС: Каковы должны быть первоочередные действия человека, когда в его доме умер родственник?
ОТВЕТ: Он должен позвонить в скорую помощь, чтобы они могли приехать и констатировать смерть, и позвонить в полицию, в дежурную часть. Должен приехать участковый и выписать направление на вскрытие. Участковый осмотрит место, где наступила смерть человека, убедиться, что смерть не криминальная. После этого надо позаботиться о перевозке тела умершего в морг.
ВОПРОС: Каким образом?
ОТВЕТ: Человек волен выбирать сам. Он может открыть газету, позвонить в несколько фирм и спросить: сколько стоит перевозка и как быстро они могут это сделать? Перевозка ни к чему не обязывает. Определил фирму, заплатил деньги, фирма доставит тело в морг, на судмедэкспертизу. Судмедэкспертиза находится в Центральном районе, по адресу: Курчатова,1.
ВОПРОС: При перевозке тела в морг, должен кто-то из родственников сопровождать его?
ОТВЕТ: В этом нет необходимости. Фирма-перевозчик берёт направление на вскрытие и всё делает самостоятельно.
ВОПРОС: А обратная связь как осуществляется? Как человек узнает, что судмедэксперты закончили свою работу, и он может забрать тело.
ОТВЕТ: Он может сам позвонить в морг. Например, на следующий день уточнить, когда будет вскрытие. Может сразу обратиться в агентство в любое время индивидуально. Агентство свяжется с моргом, и возьмёт на себя эту функцию. Для того, чтобы человеку не бегать, не терять время на поиск телефонов и другие хлопоты, агентство доставит в морг одежду покойного, доставит родственникам справку о смерти. У нас по закону справку о смерти может получить любое лицо, взявшее на себя обязательства по захоронению. Это лицо может также получить и пособие на погребение.
ВОПРОС: Вы, как специалист, на что порекомендуете обратить внимание при выборе фирмы?
ОТВЕТ: Предложения ритуального агентства должны быть ориентированы на клиентов разного уровня достатка. То есть человеку должны быть предложены такие пакеты услуг, которые бы вполне отвечали его запросам, и причём без какого-либо навязывания тех или иных услуг. Если представитель ритуальной фирмы, предлагая услуги, начинает некорректно отзываться о работе конкурентов, то это уже должно насторожить. Это нецивилизованный подход, это выходит за рамки элементарных приличий. Клиент вправе рассчитывать на то, что специалисты ритуального агентства будут максимально внимательны и корректны выполняя его пожелания с учётом непростого психологического состояния человека.
Выбирая агентство, важно не торопиться, а внимательно посмотреть, что за одни и те же деньги предлагают разные фирмы. Например, в одной фирме за 10 тысяч рублей можно приобрести скромный гроб, обитый тканью, а в другой за эти же деньги вам предложат, как говорится, “навороченный” гроб. Поэтому, когда вам говорят, что, к примеру, захоронение стоит 20 тысяч, вы должны чётко понимать, что входит в эту сумму. Поэтому, лучше посетить несколько фирм, сравнить количество и качество оказываемых ими услуг. У человека должно быть право выбора. Тем более, как правило, до вскрытия тела всегда есть определённое количество времени, чтобы успеть правильно сориентироваться в предлагаемых услугах и максимально рационально распорядиться своими деньгами.
ВОПРОС: Итак, человек определился с ритуальной фирмой. Что дальше?
ОТВЕТ: Теперь все возникающие вопросы он должен адресовать агенту или распорядителю. Изначально всё детально обсуждается в момент приёма заказа.
ВОПРОС: В какую сумму в среднем обходятся похороны?
ОТВЕТ: Достойное захоронение с обычным памятником из бетона, залом прощания, плюс три – четыре венка обойдётся в 55 тысяч рублей. Услуги поминального зала не входят в перечень услуг ритуального агентства, но мы всегда готовы посоветовать, куда обратиться, или взять на себя посреднические функции. Исходя из стоимости меню ( от 400 до 430 рублей на человека), можно предположить, что поминки на 20 человек обойдутся в 20 тысяч рублей. Расчёт за поминки производится не с ритуальным агентством, а с тем учреждением общепита, где расположен поминальный зал. Таким образом, в целом расходы составят 75 тысяч рублей.
ВОПРОС: Присутствие медицинского работника на церемонии погребения предусмотрено?
ОТВЕТ: Это зависит от желания клиента. Кому требуется, мы заказываем.
ВОПРОС: А как быть, если имеющейся суммы по каким-то причинам не хватило? Кроме как сократить объём заказа, существуют ли ещё какие-то варианты решения проблемы?
ОТВЕТ: Да, конечно, сокращение объёма заказа – это наиболее простой вариант. Но стоит отметить, что многие не знают, что существуют пособия на погребение, и они получат это пособие. В каждом отдельном случае варианты решения проблемы мы готовы обсуждать. Главной задачей было и остаётся – достойно проводить человека в последний путь.
ВОПРОС: То есть, насколько я понял, ритуальные агентства готовы на сегодняшний день исполнить любой каприз клиента?
ОТВЕТ: Да, по сути так и есть. И ещё , уже после похорон, как правило, на следующий день, представитель родственников умершего, тот, кто оформлял заказ в агентстве, должен прийти за готовым свидетельством о смерти.

В общем-то всё просто и понятно. Этими несложными рекомендациями следует руководствоваться, когда в дом пришла беда. Но люди в такие минуты порой становятся совершенно беспомощными, психологически надломленными, и нередко идут на поводу у тех, кто кроме денег перед собой не хочет ничего больше видеть. И вот тут-то как раз и стоило бы местной власти проявить свои лучшие качества, поддержать тех из числа своих сограждан, кто в такой поддержке нуждается. Ну хотя бы не допустить, чтобы на людях бессовестно наживались. Что для этого требуется? Нужно стараться совмещать слепое следование инструкциям с творческим подходом к решению конкретной проблемы. Что такое совмещение возможно, доказал своим примером мэр Серебренников, заключив негласное соглашение с предпринимателем Макаровым, рассчитывая наверняка на желаемый результат. Очень хочется верить в его благие намерения. Просто мэру не повезло, соглашение стало достоянием гласности. А градоначальнику темнить явно не к лицу.

Елена Карелина (Федоренко): “Нет ограды вокруг кладбищ, как это должно быть. Хотелось бы, чтобы у входа на кладбища был план расположения могил, еще лучше пофамильно, чтобы можно было навестить ушедших. Новый предприниматель клянётся всё сделать за свой счёт. Где он такой счёт взял, что ему уже столько денег не нужно, а они у него все есть и есть”.

Ольга Овчеренко (Ропай): “А у нас в Правобережном районе на новом кладбище в Гидростроителе так дорожки грейдером не выровняли и ни чем не отсыпали , колдобина на колдобине, после дождя и таяния снега ни проехать – ни пройти”.

Важно, чтобы местная власть в конце концов прислушалась к мнению горожан и честно сказала – что ей сделать по силам, а что нет. Вопросов много, как много и недовольства, которое люди высказывают с болью в сердце. Ещё древние философы сошлись во мнении, по-разному интерпретируя главную мысль: власть, игнорирующая мнение сограждан, обречена. История неоднократно доказывала их правоту.

                                                                                                             Вадим СКВОРЦОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.